Боевые искусства Мьянмы

Банши с двумя ножами Рупа Тхейн

Мастер Рупа Тхейн в юности практикует Банши

 Боевые искусства Мьянмы так же разнообразны, как ее культура и народы. В каждом регионе есть своя собственная форма таинга. Кроме того, каждую этническую группу в Мьянме можно подразделить на подкатегории.

Мир таинга в Мьянме можно просто описать в рамках шести категорий: бандо, баншай, леппан, лепвей, лэтвэй и набан, но каждую из них можно еще более подразделить на подкатегории.

Многогранный таинг

Традиционные боевые искусства МЬЯНМЫ (общее название — таинг) уходят корнями в традиционную культуру бамаров и других этнических групп, проживавших на территории Бирмы. Со стороны таинг выглядит как изящные движения, которыми, однако, можно легко причинить противнику серьёзные увечья и даже убить.

Примерно переводя его как «круговое движение», тхинг — это зонтик, охватывающий все традиционные боевые искусства Мьянмы, который использовался с языческой эры (8 век н.э.); однако сами формы считаются даже старше этого. Федерация тхинга Мьянмы заявляет, что, хотя изначальной целью боевых действий было убить или вывести из строя, теперь целью тхинга является самооборона. Некоторые из боевых приемов, такие как летвей и набан, теперь превратились в полноценные боевые виды спорта. Ветераны традиционных боевых искусств Мьянмы, или таинга, опасаются за ее будущее, но надеются, что они смогут повторить возрождение и растущую международную популярность других боевых искусств Юго-Восточной Азии, таких как Муай Тай и Кунг Фу.

Хотя разновидности таинга практикуются по крайней мере четырьмя этническими группами, стиль, разработанный во времена династии Бамар Конбаунг (1752–1885) и Канбауза считается знатоками наиболее совершенным. Другие варианты, известные как Яманья и Даньявадди, были разработаны Мон и Ракхайн соответственно. Простая, иногда нарочито грубая, но в крайне эффективная форма таинга произошла от стиля Шан и известна как Таинг Бьян-Байан, или Обратный Таинг.

Бандо 

боевое искусство без оружия, которое может быть как боевым, так и небоевым. Стили боя основаны на движениях животных;
Подкатегории: кобры, обезьяны, орла и т. д .: «Жесткие» (например, Lethwei) и «мягкие» (например, Hanthawaddy bando).
генеалогическое древо: имеет некоторые общие черты с боевыми искусствами Юго-Восточной Азии и Китая, такими как вовинам и ушу.

Банши

вооруженный эквивалент бандо, также созданный по образцу движений животных. Также может быть как боевым, так и небоевым. Оборонительный акцент делается на разоружении, в то время как нападение характеризуется рубящими и колющими ударами.
Подкатегории: можно использовать любое оружие; наиболее распространены мечи, ножи, посохи и копья. Соревнования делятся на соревнования на одиночном и парном мечах.
Генеалогическое древо: имеет те же корни в Юго-Восточной Азии и Китае, что и бандо.
Основы леппана : боевое искусство, связанное с освобождением от захватов , оборонительное по своей природе.
подкатегории: Многочисленные стили, в том числе: трактир (иннва), канбауза таинг (шань), раманья таинг (понедельник) и даньявадди таинг (ракхайн).
Генеалогическое древо : в основном китайское по происхождению, но стили также основаны на многих других культурных влияниях.

Lepwei

оборонительное боевое искусство, похожее на джиу-джитсу, победа достигается за счет того, что оппонент падает на пол.
Подкатегории: Есть много стилей, таких как: Shan gyi (уход от боя путем обезоруживания соперника); Шан Тхо; и шань лей (использование ладоней для контратаки).
Генеалогическое древо: найденное в основном в штате Шан, китайские аналоги из-за границы сформировали эту форму.

Lethwei

кикбоксинг голыми кулаками, типичным примером которого является ожесточенное нанесение ударов ногами, кулаками, локтями и ударами головой. Пять трехминутных раундов, победа только нокаутом.
Подкатегории: Lethwei — это возможно самое однородное боевое искусство. Оно было систематизировано с 1953 года.

Генеалогическое древо: имеет сходство с формой Муай Тай, практикуемого в Таиланде и Лаосе, и с Прадал-Серей в Камбодже.

Набан

форма борьбы, популярная на северо-западе Мьянмы. Хотя правила в разных системах различаются, цель одна: заставить противника упасть на пол.
Подкатегории: Чин, Ракхайн и Качин имеют свои собственные формы; в Ракхайне он известен как кюн.
Генеалогическое древо: имеет общие черты со стилями борьбы субконтинента, такими как Малла-Юддх.

Мастера таинга с тату

Мастера Таинга показывают татуировки, свидетельствующие об уровне их достижений

Историческая сводка боевых искусств Мьянмы

Исследователи проследили самую раннюю форму таинга до XII века во времена династии Баганов (или «языческого» перида). В те времена это было одно из самых могущественных королевств материковой части Юго-Восточной Азии. Исторические записи, собранные Федерацией таинга Мьянмы, показывают, что мастера буддийской аскетической дисциплины, известные как Айи Гжи, основали учебные школы, называемые Пве Кьяунг, для обучения таингу. Существовали строгие ограничения на то, кого можно обучать, поскольку это было связано с секретными практиками.

После того, как династия Баган пала перед вторгшейся монгольской армией в 1287 году, традиция обучения знати и солдат таингу была продолжена последующим королевством Мьинсайн.

Хотя разновидности таинга практикуются по крайней мере четырьмя этническими группами, стиль, разработанный во времена династии Бамар Конбаунг (1752–1885) и Канбауза считается знатоками наиболее совершенным. Другие варианты, известные как Яманья и Даньявадди, были разработаны Мон и Ракхайн соответственно. Простая, иногда нарочито грубая, но в крайне эффективная форма таинга произошла от стиля Шан и известна как Таинг Бьян-Байан, или Обратный Таинг.

Основными категориями таинга являются Бандо — рукопашный бой, включающей использование кулаков и других частей тела и Банши, в котором используется оружие, такое как шесты, палки или мечи.
Традиционный бокс, Летвэй, и борьба, Летпан, относятся к категории бандо. Тем не менее, большинство практикующих тайнг не считают лэтвэй в его все более популярной (и жесткой) соревновательной форме, в которой он напоминает тайский тайский бокс, истинным тайнгом.

Секретарь МОГ У Аунг Наинг О назвал лэтвэй «простой формой бокса». Он сказал: «Любой может понять лэтвэй, но традиционный тхэйнг более сложен».

Бойцы Thaing могут использовать свою голову, кулаки, руки, руки, локти, колени, голени, бедра и ступни, поэтому это также известно как «боевое искусство девяти конечностей». Хотя это подразумевает жестокое зрелище, танцевальные и театральные приемы были адаптированы для использования в движениях таинга в эпоху Конгбаунг, что усилило грациозность боя.

«Есть два способа сделать традиционный тайг — ради красоты и ради борьбы », — сказал 52-летний У Вин Мьинт, опытный мастер, ведущий занятия в городке Южный Оккалапа в Янгоне. «Первый способ изящен, а второй — действительно жестокий», — сказал он. «Движения Тэинга могут измениться в считанные мгновенья от нграциозного танца до ожесточенного боя, — добавил Вин Мьинт. «Сосредоточение внимания на уязвимых частях тела — это суть таингга в Мьянме».

Движение к объединению таинга под единым знаменем во многом обязано Ба Тан Ги, который председательствовал в Национальной ассоциации бандо, созданной в 1946 году.

Бойцы Таинга участвовали в антиколониальном движении, хотя разные группы не организовывались в единый фронт, будучи более привычными к конкуренции друг с другом.

В ноябре 1964 года лидеры различных сект тэин сформировали комитет в Рангуне, тогдашней столице, который задокументировал методы и атрибуты различных сект и предложил обучение молодежи.

«Школа комитета обучает физическим техникам, а также философским принципам таинга», — сказал 77-летний У Нан Вин, великий мастер секты Ян Тайнг Аунг, который раньше преподавал в школе.

«В то время было так много людей, которые интересовались таинггом Мьянмы, и так много мастеров, которые могли их хорошо обучить», — сказал он:

1 января 1966 года была создана Федерация таинга Мьянмы под девизом, который переводится как «Каждый житель Мьянмы должен знать навыки таинга Мьянмы».

мастер боевых искусств Мьянмы

Мастер У Нан Вин школы Таинга Ян Тай Аун

Тренировочные школы федерации подготовили более 2000 тренеров до 1988 года, когда они были закрыты военной хунтой, пришедшей к власти во время национального восстания против однопартийного правления. С тех пор популярность этого вида спорта пошла на убыль, хотя в 1990 году его начали преподавать как форму боевой подготовки членов Татмадао и полиции Мьянмы.

«Какая польза от обучения таингу, если в наши дни вы не можете этим зарабатывать на жизнь? — сказала Нан ​​Вин, сетуя на ограниченный спрос на уроки со стороны в значительной степени незаинтересованной публики.

«Раньше были специалисты, навыки которых совершенствовались постоянной практикой, но сегодня никто не достиг этой стадии, и боевое искусство находится под угрозой исчезновения», — сказал он.

«таинг сложен и требователен и требует длительной практики, поэтому молодые люди больше интересуются иностранными [боевыми искусствами], такими как карате и дзюдо», — сказал Вин Мьинт.

В отсутствие государственной поддержки MTF с 2011 года финансируется диверсифицированной группой Shwe Taung Group, одной из крупнейших корпораций страны. У Аунг Зау Наинг, генеральный директор Шве Таун и сын основателя и председателя компании У Айка Хтуна, занял пост председателя МОГ в 2011 году. В прошлом году член правления Шве Таунг У Йе Мьинт, бывший боец ​​тайга, окончил федерацию с должности заместителя председателя. До 2011 года председателями, как правило, были татмадау или полицейские.

Нан Вин сказал, что ветераны-практикующие хотят, чтобы этому преподавали в школах по всей стране в рамках национальной учебной программы, но признал, что вероятность того, что это когда-либо произойдет, «очень мала». ФТМ обсудила это с Министерством образования в 2000 году, но безрезультатно, и с тех пор лоббистские усилия были приостановлены.

Федерация продолжает обучать членов «Татмадау» и полиции, а также нескольких гражданских лиц, для которых это может помочь быстро попасть в службы безопасности. По словам главного тренера МОГ У Ньюнт Лвин, ежедневные занятия посещают около 20 человек. «Выдающиеся гражданские стажеры приглашаются в армию или полицию», — сказал он, добавив, что мастерство в тайге также может означать повышение по службе для действующих солдат и полицейских. «Требуются годы самоотверженности, чтобы достичь мастерства в тайге; это невозможно при умеренном интересе », — сказал он.

tz-9056

МОГ надеется, что таинг — в форме бандо, без оружия — будет представлен в качестве соревновательного вида спорта на Играх Юго-Восточной Азии (ЮВА). Традиционные боевые искусства других стран Юго-Восточной Азии уже демонстрируются на спортивном мероприятии, которое проводится раз в два года, причем 11 стран-участниц по очереди принимают игры.

Секретарь МОГ Аунг Наинг Оо объяснила, что участие в Играх Юго-Восточной Азии потребует поддержки четырех других стран-участниц, чьи собственные спортсмены затем будут обучены соревноваться в боях с бойцами Мьянмы. «Это то, к чему мы стремимся», — сказал он.

Однако из-за того, что правительство пренебрегает выделением каких-либо ресурсов для этой цели или даже для поддержки развития таинга в Мьянме, МОГ перестала работать.

Генеральный директор по спорту и физическому воспитанию Министерства здравоохранения и спорта У Мио Хлаинг признался Frontier, что, хотя министерство было бы очень заинтересовано в том, чтобы увидеть это на Играх SEA, денег на его продвижение нет. «Все зависит от бюджета, правда? Если этого недостаточно, мы ничего не можем делать, кроме как мечтать », — сказал он.

С 2012 года МОГ проводит тренировки по пенчак силат и вовинам — боевым искусствам из Индонезии и Вьетнама, соответственно, — чтобы бойцы Мьянмы могли соревноваться в этих формах на Играх Юго-Восточной Азии, а также организовала отправку бойцов в эти страны. для дополнительного обучения. Он надеется, что более тесные контакты с бойцами и ассоциациями по всей Юго-Восточной Азии в конечном итоге принесут им необходимую поддержку для включения в игры.

Пенчак силат был представлен на Играх SEA в Индонезии в 1987 году и вовинам, когда Индонезия снова принимала игры в 2011 году. Некоторые борцы из Мьянмы проявили себя в этих боевых искусствах. Представитель МОТ У Ха Хтанг сказал, что с 2012 года участники соревнований из Мьянмы выиграли около 100 медалей по вовинам и около 50 по пенчак силат на региональных соревнованиях.

Ко Чо Хтун, член МОГ, участвовавший в соревнованиях по вовинам, сказал: «Индонезийские боевые искусства и вьетнамские боевые искусства не совсем чужды для практикующих таинг из Мьянмы; они похожи, и стажеры могут усвоить их за короткое время ».

Ха Хтанг сказал, что МОГ надеется, что Мьянма будет представлена ​​на 31-м Играх Юго-Восточной Азии, которые будут проводиться во Вьетнаме в 2021 году, но шансы были невелики, отчасти потому, что учебная программа, подходящая для обучения иностранных бойцов, еще не была разработана.

Тем не менее, ветераны и сторонники чистоты, такие как Нан Вин, возражают против того, чтобы традиционные боевые искусства Мьянмы сводились к соревнованиям, основанным на очках, полагая, что их лучше всего оставить для художественных выставок. Это ставит пуристов в противоречие с МОГ, ведущие члены которой в основном моложе. «Если спортсмен ​​соревнуется только за то, чтобы получить оценки, его нельзя назвать настоящим бойцом таинга»

Кьяр (Тигр) Ба Найин широко известен как крестный отец летвэй. Олимпиец, который представлял Бирму в боксе на Играх в Хельсинки в 1952 году, путешествовал по стране, изучая формы и техники мастеров и собирая литературу по этим формам. Он разделил на категории многие «формы животных», прежде чем сформулировать правила и положения, которые сегодня составляют основу спортивного летвэй.

В эпоху Не Вин были сформированы централизованно управляемые спортивные организации.

«До обретения независимости в каждом штате была своя группа», — сказал Мьянма Таймс мастер Аунг Хтай В январе 1966 года Федерация тайга Мьянмы была официально оформлена по приказу Министерства спорта. Федерация была создана якобы для того, чтобы объединить и систематизировать безудержное распространение всех форм Мьянмы под одним узнаваемым зонтом.

«Цели организации заключались в том, чтобы привлечь мастеров таинга из разных штатов и подразделений и зарегистрироваться под одним деревом, а также разработать программы для распространения таинга в Мьянме», — сказала Рупа Тейн, заядлый историк своего спорта и искусства.

В 1966 году президентом федерации был назначен бригадный генерал национальной полиции. Эта традиция продолжалась до 2011 года, когда в преддверии Игр Юго-Восточной Азии в Мьянме в 2013 году было решено, что группа должна привлечь спонсорство, и на эту почетную роль был назначен Аунг Зо Наинг из компании Shwe Taung Development.

Участие федерации в Играх SEA заключалось в том, чтобы подготовить спортсменов к участию в соревнованиях vovinam — вьетнамского боевого искусства, напоминающего бандо и баншай. Мьянма выиграла шесть золотых, два серебряных и шесть бронзовых медалей, уступая только Вьетнаму, который также завоевал шесть золотых медалей.

На 50-м году существования организации группа в настоящее время сосредоточена в первую очередь на бандо и баншай, поскольку lethwei расширился самостоятельно, превратившись в профессиональный вид спорта в 2015 году, и naban также сформировала свою собственную ассоциацию.

Федерация надеется провести демонстрационное мероприятие одновременно с Играми Юго-Восточной Азии 2017 года в Куала-Лумпуре.

По мере того как страна движется вперед в новую эпоху, Аунг Хтай и сторонники его искусства надеются, что новая администрация благосклонно относится к их спорту как к положительной части общей истории страны.

Демонстрируя свои татуировки, нанесенные на ключевые точки давления на запястье, шее, груди и линии роста волос, Аунг Хтай объясняет, как они помогают защитить себя от травм. Они напоминают татуировки Сая Сан, лидера восстания Сая Сан, который был одним из тех, кто поддерживал древнее искусство в колониальные времена.

«В битве у острова Хайнджи [в регионе Иравади] — части восстания 1930-1932 годов — повстанцы притворились торговцами слоновьими бивнями и напали на британские войска после тренировки, чтобы использовать бамбуковые палки и корзины, которые использовались для переноски бивней», — сказал он. мастер.

«Некоторые мастера наносят эти точки татуировками, чтобы обозначить навыки ученика», — добавила Рупа Тейн, добавив, что она не прописывала этот метод.

«Мы надеемся, что новое спортивное министерство поддержит или группу, потому что это не только спорт, но и культура нашей страны», — добавляет Аунг Хтай.

*Добавить комментарий*